Защита критической информационной инфраструктуры (КИИ) / 187-ФЗ
Наша команда профессионалов оказывает услуги по следующим направлениям:
- Консалтинговые услуги по процессу категорирования объектов КИИ:
- проведение анализа необходимости выполнения Заказчиком (организацией) требований Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
- помощь в формировании комиссии по категорированию объектов КИИ и консультирование членов комиссии по категорированию;
- идентификация и инвентаризация компонентов объектов КИИ, категорирование объектов КИИ различного уровня: корпоративные информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления производственными и (или) технологическими процессами, станки с ЧПУ и прочее;
- разработка нормативно-методических документов по процессу категорирования объектов КИИ организации;
- сопровождение согласования результатов категорирования в ФСТЭК России.
- Анализ текущего состояния системы обеспечения информационной безопасности:
- проведение комплексного внешнего аудита на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» сертифицированным специалистами;
- технический аудит, включающий в себя идентификацию активов, проведение тестов на проникновение, проведение анализа истории инцидентов, оценку рисков, разработку стратегии развития системы безопасности.
- Проектирование системы безопасности для объектов КИИ различной категории значимости:
- обследование объектов КИИ;
- разработка Моделей угроз и нарушителей для значимых объектов КИИ;
- формирование требований, с учетом международных стандартов и лучших практик и разработка технических заданий;
- разработка либо актуализация организационно-распорядительной документации для объектов КИИ (значимых и незначимых);
- разработка проектной, рабочей и эксплуатационной документации;
- создание комплексного решения по обеспечению безопасности объектов КИИ, в том числе с использованием собственных продуктов компании.
- Ввод в действие системы безопасности объектов КИИ:
- проведение строительно-монтажных работ;
- проведение пусконаладочных работ;
- проведение испытаний системы безопасности объектов КИИ.
- Сервисная поддержка, включающая в себя комплекс услуг по техническому сопровождению систем безопасности объектов КИИ.
- Обучение специалистов Заказчика.
- Аттестация объектов информатизации (объектов КИИ).
- Автоматизация процессов управления безопасностью объектов КИИ.
- Организация взаимодействия с НКЦКИ:
Верхнеуровневые концептуальные документы
- Указ Президента РФ №803 от 03.02.2012 «Основные направления госполитики в области обеспечения безопасности АСУ П и ТП КВО инфраструктуры РФ»
- Указ Президента РФ № 646 от 05.12.2016 «Об утверждении Доктрины ИБ РФ»
- Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы»
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности КИИ РФ»
- Федеральный закон от 26.07.2017 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности КИИ РФ»
- Федеральный закон от 26.07.2017 № 194-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности КИИ РФ»
Подзаконные нормативные акты
Указы Прездидента РФ
- Указ Президента РФ № 1085 от 16.08.2004 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю»
- Указ Президента РФ № 620 от 22.12.2017 «О совершенствовании ГосСОПКА»
- Указ Президента РФ № 98 от 02.03.2018 «О внесении изменения в перечень сведений, отнесенных к гостайне»
- Указ Президента РФ №31с от 15.01.2013 «О создании ГосСОПКА»
- Указ Президента РФ №К 1274 от 12.12.2014 «О Концепции ГосСОПКА»
Постановления Правительства РФ
- Постановление Правительства РФ №127 от 08.02.2018 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений»
- Постановление Правительства РФ №162 от 17.02.2018 «Об утверждении Правил осуществления госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 № 743 «Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры»
Приказы ФСТЭК России
- Приказ ФСТЭК России № 167 от 15.05.2005 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю»
- Приказ ФСТЭК России №227 от 06.12.2017 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов КИИ РФ»
- Приказ ФСТЭК России №229 от 11.12.2017 «Об утверждении формы акта проверки, составляемого по итогам проведения госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ»
- Приказ ФСТЭК России №235 от 21.12.2017 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов КИИ РФ и обеспечению их функционирования»
- Приказ ФСТЭК России №236 от 22.12.2017 «Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий»
- Приказ ФСТЭК России №239 от 25.12.2017 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ РФ»
Приказы ФСБ России
- Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 366 «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам»
- Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 367 «Об утверждении Перечня информации, представляемой в ГосСОПКА и Порядка представления информации в ГосСОПКА»
- Приказ ФСБ России от 24.07.2018 № 368 «Об утверждении Порядка обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами КИИ РФ, между субъектами КИИ РФ и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, и Порядка получения субъектами КИИ РФ информации о средствах и способах проведения компьютерных атак и о методах их предупреждения и обнаружения»
- Приказ ФСБ России от 06.05.2019 № 196 «Об утверждении требований к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты»
- Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 281 «Об утверждении Порядка, технических условий установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, за исключением средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ РФ»
- Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов КИИ РФ»
КИИ. Методические рекомендации от Ассоциации документальной электросвязи
Разработан рабочей группой АДЭ с участием специалистов ПАО «МегаФон», ПАО «Вымпел-Коммуникации», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ООО «Т2 Мобайл», ООО «НТЦ «Вулкан» и других организаций-членов АДЭ. Документ согласован ФСТЭК России и 8-м Центром ФСБ России и может использоваться операторами связи. Субъекты КИИ из других сфер (не связи) также могут подчерпнуть что-то полезное из этого документа.
Источник публикации.
Безопасность объектов критической информационной инфраструктуры (Версия 1.0)
Методические рекомендации, разработанные Ассоциацией руководителей служб информационной безопасности для руководителей подразделений по обеспечению информационной безопасности. Основная цель дать первичные общие представления о том, что такое критическая информационная инфраструктура, субъекты КИИ, объекты КИИ. Представить общий алгоритм реализации субъектами КИИ Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Данная брошюра создана при участии 2 Управления ФСТЭК России.
Источник публикации.
Блок вопросов по особенностям категорирования
1. На кого распространяется 187-ФЗ?
Ответ: Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (187-ФЗ) распространяется на:
1) Государственные органы, государственные учреждения, российских юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которые:
- функционируют в одной или нескольких из указанных в п. 8 ст. 2 187-ФЗ сферах: здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банковская сфера и иные сферы финансового рынка, топливно-энергетический комплекс, атомная энергетика, оборонная, ракетно-космическая, горнодобывающая, металлургическая и химическая промышленность
- владеют на законном основании информационными системами (ИС), информационнотелекоммуникационными сетями (ИТКС) и (или) автоматизированными системами управления (АСУ).
2) Российских юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают взаимодействие ИС, ИТКС и (или) АСУ, принадлежащих государственным органам, государственным учреждениям, российским юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям которые функционируют в одной или нескольких из перечисленных в п. 8 ст. 2 187-ФЗ сферах.
2. Как определить, что компания является субъектом КИИ?
Ответ: Для этого необходимо проанализировать уставные документы компании: Устав (Положение), ЕГРЮЛ и документы, дающие разрешение на осуществление определенных видов деятельности (лицензии).
Определить какие виды деятельности характерны для указанной компании, а затем при помощи ОКВЭД определить сферу ее функционирования, после чего определить использует ли организация на праве собственности, аренды или ином законном основании АС/ИТКС/АСУ ТП.
3. Что предпринять, если ни один из ОКВЭД организации не попал в сферы действия, указанные в п. 8 ст. 2 187-ФЗ?
Ответ: Необходимо данный факт зафиксировать документально решением комиссии по категорированию. Решение должно быть мотивированным и обоснованным. Документ, подтверждающий данный факт хранится у организации, направлять его во ФСТЭК России не требуется.
4. Какие предприятия относятся к сфере ОПК. Имеющие лицензии Минпромторга (лицензия ВВТ) и включённые в перечень или достаточно только наличие лицензии?
Ответ: Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Порядок ведения указанного реестра определяется Положением о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. № 96). Информация указанного реестра является сведениями ограниченного доступа (п. 2 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. № 96).
5. Что является объектом КИИ?
Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 2 187-ФЗ объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры. Иными словами, объекты КИИ, это принадлежащие субъектам КИИ ИС, АСУ и (или) ИТКС.
6. Что такое значимый объект КИИ?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 2 187-ФЗ значимый объект критической информационной инфраструктуры - объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.
7. Есть ли в ЛПУ значимые объекты КИИ?
Ответ: Определить наличие или отсутствие значимых объектов КИИ можно по итогам проведения процедуры категорирования. В соответствии с ч. 1 ст. 7 187-ФЗ категорирование объекта КИИ представляет собой установление соответствия объекта КИИ критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.
8. Какие требования нужно выполнять для незначимых объектов КИИ?
Ответ:
- Направить данное решение комиссии в ФСТЭК России по установленной форме (Приказ ФСТЭК России от 22 декабря 2017 г. N 236).
- Обеспечить возможность передачи компьютерных инцидентов в систему ГосСОПКА.
- При необходимости реализовать требования Приказов ФСТЭК России №21, №17, №31, если рассматриваемая ИС относится к ИСПДн, ГИС или АСУ ТП соответственно.
9. Являются ли объектами КИИ и подлежат ли категорированию системы обеспечения транспортной безопасности, развернутые в соответствии с 16-ФЗ?
Ответ: Информационные (автоматизированные) системы в области транспортной безопасности, созданные во исполнение ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в большинстве случаев будут являться объектами КИИ, т.к. принадлежат субъектам транспортной инфраструктуры, т.е. организациям (государственным органам), функционирующим в сфере транспорта. В большинстве случаев, указанные информационные (автоматизированные) системы будут обрабатывать информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществлять управление, контроль или мониторинг критических процессов, а следовательно, они подлежат категорированию.
10. В промышленной компании имеются станки с ЧПУ, будут ли они являться объектами КИИ (АСУ)?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" объекты КИИ – это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
Автоматизированная система управления, согласно терминологии той же статьи - комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами. Таким образом, станок с ЧПУ, действительно, представляет собой АСУ, и если он принадлежит организации, функционирующей в одной из сфер отнесенных к КИИ, то будет являться объектом КИИ.
11. Как часто нужно пересматривать категорию ОКИИ?
Ответ: В соответствии с п. 21 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127) субъект КИИ в случае изменения показателей критериев значимости объектов КИИ или их значений осуществляет пересмотр установленных категорий значимости или решений об отсутствии необходимости присвоения указанным объектам таких категорий. Так как Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2019 года № 452 были внесены изменения в показатели критериев значимости объектов КИИ и их значений, исходя из буквального толкования п. 21 Правил категорирования следует, что необходимо провести пересмотр установленных категорий значимости или решений об отсутствии необходимости присвоения категорий значимости ранее категорированных объектов КИИ.
12. С кем нужно согласовывать Перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию?
Ответ: В соответствии с п. 15 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127) перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в сфере, в которой функционирует субъект КИИ.
Государственные органы, выполняющие функции по разработке, проведению и реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию:
- Министерство энергетики Российской Федерации – топливно-энергетический комплекс, нефтехимическая промышленность;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – в области атомной энергии;
- Министерство здравоохранения Российской Федерации – здравоохранение;
- Министерство транспорта Российской Федерации – транспорт;
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – связь;
- Министерство финансов Российской Федерации – банковская сфера и иные сферы финансового рынка;
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации – наука.
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – оборонная промышленность.
Российские юридические лица, выполняющие функции по разработке, проведению и реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию:
- Государственная корпорация «Росатом» - в области атомной энергии;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» - ракетнокосмической промышленности.
13. Как актуализировать Перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию, если после его отправки произошли изменения?
Ответ: отправлять во ФСТЭК России новый перечень, в сопроводительном письме указывать наименования исключенных объектов и причины исключения.
14. Нужно ли отправлять перечень объектов КИИ во ФСТЭК России, если в результате процедуры категорирования объекты КИИ не выявлены?
Ответ: В соответствии с информационным сообщением ФСТЭК России от 24 августа 2018 г. № 240/25/3752 предоставление информации об отсутствии в организации объектов КИИ или о том, что организация не является субъектом КИИ во ФСТЭК России, в соответствии с законодательством о безопасности КИИ Российской Федерации, не требуется. Таким образом, пустой перечень отправлять не нужно.
15. Как правильно организовать категорирование в случае наличия филиалов — достаточно одной комиссии или же нужно создавать несколько?
Ответ: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127 дополнило Правила категорирования пунктом 11.2. следующего содержания: «По решению руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры, имеющего филиалы, представительства, могут создаваться отдельные комиссии для категорирования объектов критической информационной инфраструктуры в этих филиалах, представительствах. В этом случае комиссия субъекта критической информационной инфраструктуры координирует и контролирует деятельность комиссий по категорированию».
На практике, ранее существовавшая проблема с необходимостью создания больших (по количеству участников) комиссий, теперь трансформировалась в проблему управления территориально распределенными комиссиями и их контроля. Во избежание конфликтов между комиссией по категорированию субъекта КИИ и комиссиями по категорированию в филиалах (представительствах), связанных со сферами ответственности, по мнению автора, целесообразно регламентировать функциональные обязанности, полномочия и ответственности в локальном нормативном акте, например, регламенте «по работе постоянно действующей комиссий по категорированию».
16. В каком виде нужно направлять результаты категорирования объектов КИИ?
Ответ: В соответствии с п. 17 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127) во ФСТЭК России направляются Сведения о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий (далее по тексту – Сведения). Форма данных Сведений утверждена Приказом ФСТЭК России от 22.12.2017 № 236.
Порядок направления Сведений следующий:
- Сведения направляются во ФСТЭК России в бумажном и электронном виде по адресу: 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 17.
- В бумажном виде Сведения направляются в одном экземпляре.
- В электронном виде Сведения записываются на носитель (например, диск), который направляется вместе с бумажным экземпляром Сведений.
- Отправление обязательно сопровождается письмом.
- Если Сведения о результатах категорирования отнесены в организации к конфиденциальной информации, то гриф проставляется в соответствии с порядком конфиденциального делопроизводства, определенным в организации.
- Реестр отправления составляется в случае, если организации необходимо подтверждение передачи Сведений во ФСТЭК России (при передаче через окно приема корреспонденции)
- При отправлении Сведений почтой реестр отправления не составляется.
17. Нужно ли отправлять во ФСТЭК России акт категорирования?
Ответ: В соответствии с п. 17 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127) во ФСТЭК России направляются только Сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Акт хранится у субъекта КИИ до вывода из эксплуатации объекта КИИ или до изменения категории значимости (п. 16 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации).
18. Установлена ли форма акта категорирования?
Ответ: установленной формы акта категорирования нет. При этом, п. 16 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127) устанавливает, что акт должен содержать сведения об объекте КИИ, сведения о присвоенной объекту КИИ категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий.
Блок вопросов по реагированию на инциденты
1. Что должен сделать субъект КИИ при возникновении компьютерного инцидента?
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в случае возникновения компьютерного инцидента, субъект КИИ обязан:
- незамедлительно информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России, а также Центральный банк Российской Федерации (в случае, если субъект КИИ осуществляет деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка) в установленном Приказом ФСБ России от 19 июня 2019 г. № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
- оказывать содействие должностным лицам ФСБ России, в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов.
2. В чем разница между компьютерным инцидентом и компьютерной атакой?
Определения «компьютерная атака» и «компьютерный инцидент» содержатся в статье 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»:
- «компьютерная атака» - целенаправленное воздействие программных и (или) программноаппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации.
- «компьютерный инцидент» - факт нарушения и (или) прекращения функционирования объекта критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия таких объектов, и (или) нарушения безопасности обрабатываемой таким объектом информации, в том числе произошедший в результате компьютерной атаки.
Таким образом, «компьютерный инцидент» - это более широкое понятие, связанное с нарушением нормального функционирования объекта КИИ, в том числе в результате компьютерной атаки.
3. Обязательно ли разрабатывать план реагирования на компьютерные инциденты и согласовывать его с ФСБ России?
Ответ: Субъекты КИИ, владельцы значимых объектов КИИ, обязаны в срок не позднее 90 календарных дней с момента включения данного объекта в реестр значимых объектов КИИ Российской Федерации, разработать План реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак (п. 6 Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утв. приказом ФСБ России от 19 июня 2019 г. № 282, далее по тексту – Порядок).
Если в план включаются условия по привлечению к реагированию на инцидент должностных лиц ФСБ России, то сам план и изменения в него необходимо будет согласовывать с ФСБ России (п. 7 и 8 Порядка). Необходимость включения, нормативно не определена. По мнению автора, на практике необходимость включения будет определяться для каждого конкретного объекта КИИ совместно субъектом КИИ и должностными лицами ФСБ России.
При этом, следует отметить, что субъекты КИИ, функционирующие в банковской сфере и в иных сферах финансовых рынков, должны включать в план условия привлечения подразделений и должностных лиц Банка России к проведению мероприятий по реагированию на компьютерные инциденты.
Блок вопросов по созданию системы безопасности значимого объекта КИИ
1. Каковы требования к итоговому пакету документации по СБ ЗОКИИ?
Ответ: В соответствии с п. 8 Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Приказом ФСТЭК России от 25.12.2017 № 239) результаты реализации мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности значимого объекта КИИ на стадиях (этапах) его жизненного цикла, подлежат документированию. Состав и формы документов определяются субъектом КИИ.
Всего с учетом документов по категорированию, материалов технического проекта по созданию СБКИИ, общий пакет документов по обеспечению безопасности объектов КИИ составляет порядка 50 штук.
2. Нужно ли проводить аудит безопасности ЗО КИИ?
Ответ: Согласно п. 35 и п. 36 «Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования» (утв. приказом ФСТЭК России от 21 декабря 2017 г. № 235) в рамках контроля состояния безопасности значимых объектов КИИ должен осуществляться внутренний контроль организации работ по обеспечению их безопасности, и эффективности принимаемых организационных и технических мер.
В ходе проведения контроля проверяется выполнение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности КИИ, а также организационно-распорядительных документов по безопасности «значимых» объектов КИИ, иными словами проводится т.н. «Комплаенс аудит».
Для оценки эффективности принятых организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ могут применяться средства контроля (анализа) защищенности – это т.н. «Инструментальный аудит» (анализ защищенности).
Контроль проводится ежегодно комиссией, назначаемой субъектом КИИ. В случае проведения по решению руководителя субъекта КИИ внешней оценки (внешнего аудита) состояния безопасности значимых объектов КИИ внутренний контроль может не проводиться.
Замечания, выявленные по результатам внутреннего контроля или внешней оценки (внешнего аудита), подлежат устранению в порядке и сроки, установленные руководителем субъекта КИИ (уполномоченным лицом).
Таким образом, законодательно предусмотрена обязательность проведения аудита ИБ значимых объектов КИИ в форме внутреннего аудита (требование АУД.10 приказа ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239), проводимого силами работников субъекта КИИ, либо внешнего аудита проводимого специализированной организацией (требование АУД.11 приказа ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239).
3. Когда делать модель угроз безопасности ОКИИ: до или после категорирования?
Ответ: В рамках категорирования проводится только рассмотрение возможных действий нарушителей и анализ угроз безопасности по отношению к имеющимся у организации объектам КИИ, это следует из буквального толкования пп. «г» п. 14 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127). Данный анализ может проводиться как на основании уже имеющихся для данных объектов моделей угроз и нарушителей, например, подготовленных ранее в рамках мероприятий по обеспечения безопасности персональных данных или автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, так и на основании описания возможных действий нарушителей и угроз безопасности объектам информатизации организации, содержащегося, например в Политике информационной безопасности организации.
Разработка же моделей угроз и нарушителей необходима перед проектированием системы обеспечения безопасности объектов, имеющих категорию значимости.
Блок вопросов по ГосСОПКА и взаимодействию с ней
1. ГосСОПКА: Как получить методические документы ФСБ?
Ответ: необходимо направить письменный запрос на имя Директора НКЦКИ по адресу: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 1/3.
В запросе необходимо указать:
- цель получения документов;
- сведения о наличии лицензий ФСБ;
- предполагаемую зону ответственности.
2. ГосСОПКА: Нужно ли субъекту КИИ подключаться к ГосСОПКА?
Ответ: в явном виде в НПА не указана необходимость подключения к ГосСОПКА, однако обнаруживать и предотвращать компьютерные атаки, а также хранить, накапливать, защищать информацию об инцидентах и направлять ее в НКЦКИ целесообразнее с использованием технических средств.
3. Каким способом могут субъекты КИИ передавать информацию об инцидентах в НКЦКИ?
Ответ: приказом ФСБ от 19.06.2019 № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах…» установлено, что информирование осуществляется путем направления информации в НКЦКИ в соответствии с определенными НКЦКИ форматами с использованием технической инфраструктуры НКЦКИ.
Однако на данный момент эта процедура не описана в каких-либо документах, поэтому информацию можно передавать по сценарию, когда подключение к технической инфраструктуре НКЦКИ отсутствует. В таком случае информация передается посредством почтовой, факсимильной или электронной связи на адреса (телефонные номера), указанные на сайте НКЦКИ
:Блок вопросов в части реализации госконтроля
1. В соответствии с каким документом проводятся проверки объектов КИИ?
Ответ: Проверки объектов КИИ проводятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 № 162 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
2. Какие виды проверок установлены законодательством? Сроки их проведения?
Ответ: согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 № 162 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» государственный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
3. Какие основания существуют для проведения внеплановой проверки?
Ответ: согласно пункту 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 № 162 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» основаниями для осуществления внеплановой проверки являются:
- а) истечение срока выполнения субъектом критической информационной инфраструктуры выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению безопасности;
- б) возникновение компьютерного инцидента на значимом объекте критической информационной инфраструктуры, повлекшего негативные последствия;
- в) приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора об осуществлении внеплановой проверки в рамках проведения надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. Выполнение требований каких документов проверяет ФСТЭК России в рамках государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности ЗОКИИ?
Ответ: Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности ЗОКИИ утвержден приказом ФСТЭК России от 16 июля 2019 г. № 135.
Прежде всего проверяются требования, утвержденные приказами ФСТЭК России от 21 декабря № 235 и 25 декабря № 239.
Помимо них, проверяются части 1, 2, 4, 5, 9, 12 статьи 7, статья 9, статья 10 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры» и порядок соблюдения процедуры категорирования (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127).
Есть вопросы? Обратитесь к нашим специалистам